Проблемы ЖКХ решит отсутствие людей

Проблемы ЖКХ решит отсутствие людей

Протяженность коммунальных сетей в российских мегаполисах исчисляется километрами. Можно ли сделать работу коммуникаций безаварийной, ремонты своевременными, а платежи населения низкими? Все это реально, если насосы, задвижки и трубы станут не глупее смартфонов, а люди будут лишь за ними наблюдать, считают эксперты.

В рамках прошедшего в Перми форума «ЖКХ – новое качество. Муниципальная повестка» генеральный директор ООО «Региональные инвестиции и городское развитие» Михаил Никольский рассказал о том, во что должна преобразовываться сфера коммунальных услуг в грядущие годы. А также о том, как будет меняться жизнь жителей многоквартирных домов, если современные технологии будут служить для нужд водо- и теплоснабжения. Мы публикуем часть его доклада.


«Если в области связи происходят такие изменения и реально улучшается качество жизни, то нельзя ли взять то, что в смартфон напичкано и поставить на службу людям, предприятиям коммунального хозяйства в сфере ЖКХ? – говорит Михаил Никольский. – Три волны информатизации прошло в мире на нашей памяти. Многие еще помнят, как мы осваивали первые компьютеры, в первый раз выходили в Интернет, как другие инновации входили в нашу жизнь.


Но важно понимать, что первые две волны информатизации повышали производительность труда на значимые величины, но драматически не преобразовывали пространство. Это было ускорение тех традиционных процессов, которые происходили в обществе. Например, раньше мы перекладывали с места на место бумаги на столе, потом стали перекладывать с места на место файл на экране компьютера. Но смысл документа не поменялся. Раньше мы разговаривали по телефону и назначали встречи, теперь можем пообщаться в Интернете. Но содержание общения другим не стало. В отличие от этих двух вещей третья волна информатизации несет в себе революционное изменение. Потому что меняется сама природа вещи.


Чем обладает современная техника, что мы называем ее революционной? Понятное дело, что железо было, есть и остается. Трубы, задвижки, насосы, индивидуальные тепловые пункты, станции переработки мусора – никуда не денутся. Но к этому мы добавим интеллектуальную составляющую. К каждой такой железяке добавляется очень маленький чип, не больше тех, что мы видим на пластиковых картах. И в сочетании со связующей средой привычные вещи преобразуются в совершенно иное изделие. Выясняется, что мы можем не управлять насосом: он прекрасно управляет сам собой. Более того: он выходит на связь с соседними насосами, и они все вместе, находясь в режиме диалога, устанавливают режим, при котором давление в сети поддерживается постоянным, нет перепадов, гидравлических ударов, краны в квартирах не плюются и так далее. Это все достигается диалогом традиционных насосов.


Но откуда это благополучие взялось? Шел процесс не видимый нашему глазу, технологии отрабатывали люди к сфере ЖКХ не имеющие никакого отношения. Инновации применялись для других целей. Но сегодня мы можем использовать их для нашей действительности. Например, в одном из городов России сейчас реализуется проект цифрового водоканала. И уже можно говорить о том, что дает компаниям и потребителям это новое качество вещей.


Во-первых, голубая мечта всех инженеров и управленцев: чтобы не было планового ремонта и производился он лишь тогда, когда необходим. То есть, если деталь сделана на совесть, эксплуатируется в нормальном режиме и может проработать без обслуживания еще много-много лет: пускай работает! Если наоборот: среда неблагоприятная, было какое-либо вмешательство, и изделие выйдет из строя раньше нормативного срока – нам хочется об этом заранее знать. Зачем тратить лишние деньги на то, чтобы что-то разобрать, посмотреть, собрать, тратить время на принятие решения. А если будет стоять датчик, то он нам расскажет, как чувствует себя изделие, нужно ли с ним что-то делать или нет. Экономия сил, внимания и ресурсов очевидна.


Во-вторых, появится возможность дистанционно управлять оборудованием. Не нужно никого посылать на проверку: можно просто зайти виртуально в помещение и получить точную информацию со всех датчиков. А если и придется направить мастера-ремонтника: то мы его оснащаем очками дополненной реальности и он видит, смотря на изделие, все характеристики, всю историю ремонтов. А специалист может помогать этому человеку из любого места, любого города дистанционно. Так работа будет производиться намного эффективнее.


В-третьих, решается вопрос оптимизации, а он – один из самых главных. Почему по осени и весне начинаются перебои? Почему из крана утром выплевывается вода? Это все элементы не оптимального расходования ресурсов. Приборы регулировки будут следить за всем, и, если люди в разных домах одновременно открыли кран, плавно поменяют режим работы, точно по запросу. Или, например, мы спим под одеялом. В этот момент температура в комнате может быть и пониже. Но перед тем как утром вставать, нам хотелось бы, чтобы температура в комнате была повыше. Все это сегодня можно регулировать в автоматическом режиме, подстраиваясь под наши привычки и запросы.


И последняя, четвертая – стадия автономности. Как на машиностроительных западных заводах – огромный безлюдный цех, который шуршит, жужжит и производит определенное количество изделий. Я вижу точно таким же водоканал и теплосеть, утилизацию коммунальных отходов. Уходят ошибки, невнимательность, и другие наши человеческие слабости. Цифровой водоканал – это и есть такая стадия работы. Перед разработчиками стоит задача, как сделать так, чтобы все работало в автоматическом режиме. А люди нужны лишь при экстраординарных ситуациях, когда надо выйти из штатного режима.


Самое главное, понимать, что цифровой водоканал – это не внедрение цифровых технологий в работу обычного водоканала. Это принципиально другая стратегия развития. Есть такое понятие «бережливое расходование», когда «подаются» только те ресурсы, которые немедленно должны быть задействованы. Когда нет простоя, бездействия персонала и дорогостоящего оборудования. Когда мы с чистым сердцем можем сказать потребителю: все что можно было сделать для оптимизации мы на этой коммунальной сети сделали. Тогда и себестоимость коммунального ресурса будет минимальна».


Казалось бы, какое дело обычным потребителям до того, как модернизируются работа поставщиков коммунальных ресурсов? Но умные сети в будущем скажутся и на качестве обычных горожан. По словам Михаила Никольского тарифы на коммунальные услуги вряд ли будут снижаться, но за счет интеллектуализации оборудования можно сдержать их рост (так как компании сократят расходы на содержание систем), а расход ресурсов за счет эффективного использования снизится. Если и дом потребителя будет оборудован умной автоматикой, это также поможет сократить сумму в коммунальной платежке. Регулирующая автоматика для многоквартирных объектов существует, но «пакетных» умных решений, которые будут контролировать и протечки кровли или труб для типовых домов различных годов постройки, не разработано. Тем не менее, в обозримом будущем и подобные продукты могут появиться на рынке. Кроме того, умные системы, по словам чиновника, помогут решить проблему некачественных услуг. Например, когда вы позвоните, чтобы пожаловаться на ржавую воду из крана после ремонта сетей, оператор уже будет знать на каком именно участке изменилось качество воды. Сейчас операторы сетей не могут оперативно получить подобные данные.


Ирина Шатрова

Фото с сайта форума «ЖКХ – новое качество. Муниципальная повестка»

Оцените работу журналиста:
Посмотреть комментария
Избегайте ошибок
Простые шаги к безопасной сделке: скачайте инструкции от N1.RU